Что такое икебана и как ей научиться

Школы

Всего существует не одна сотня школ икебана, но за все время существования наиболее известны и влиятельны три из них:

Икэнобо

Из всех других сформированных школ она была первой. Свое название она получила благодаря основателю – Икэнобо Сэнкэй, который жил в домике у озера в Киото в XV столетии. Он был монахом и составлял храмовые композиции, которые были довольно скромными внешне, но достигали отнюдь не скромных размеров – до двух метров. В школе Икэнобо использовались в основном стили рикка и сёка.

Охара

Школа появилась в последние годы XIX века и подарила искусству новый стиль – морибана. Его особенность заключается в том, что основа композиций – низкие вазы, наполненные водой, с плоским дном.


Морибана

Согэцу

Согэцу была основана в третьем десятилетии минувшего века. Школа увидела свет благодаря выдающемуся человеку искусства Софу Тэсигахара.

Он первым начал использовать в японских букетах наряду с природными материалами искусственные: металлические, тканевые, пластиковые изделия. С этого момента икебаны покинули пределы обычных домов и помещений, выставляясь теперь в парковых зонах, на тротуарах и даже в метро.


Икебана в метро Киото

Лирическое вступление

Вместе с фотографом Ирой мы подходим к Дому литератора в Минске. Именно здесь – по адресу Фрунзе, 5 – располагается уютный штаб ценителей японского искусства «Hagakure». В переводе с японского это слово означает «сокрытое в листве», а еще так называется кодекс чести самураев. Но мы с Ирой недолго фантазировали, примеряя на себя доспехи бесшумных воинов, вахтерское «Дамы, вы куда?» прямо на пороге лишило нас потенциального самурайского титула. Слава журналистскому обаянию, нас все же отпустили с миром.

Уголок Страны восходящего солнца находится на третьем этаже здания. Занятия по икебане проводятся в просторной комнате, где на полках стоят исключительно японские журналы, а на стене висит белый с красным кругом посередине флаг. Мы познакомились с председателем «Hagakure» Святославом ГАЕВСКИМ и героем нашего интервью Анатолием ЕРЫШЕВЫМ, белорусским сэнсэем по части икебаны. К слову, Анатолий еще и искусствовед и преподаватель на кафедре восточных языков БГУ. Пока гостеприимный председатель разливал нам чай по миниатюрным японским чашкам, мы заговорили с преподавателем. В ходе интервью Анатолий много жестикулировал и бегал по комнате, показывая то ветку, то японский учебник, а в его глазах непрерывно горели искорки. Кажется, перед нами – живое воплощение любви к своему делу.

Экибана из сухоцветов


Экибана из сухоцветов


Самодельная ваза


Букет в пивном бокале


Осенняя композиция Сухоцветы хороши тем, что с их помощью можно создать достаточно много разных объектов. Это могут быть букеты, венки, картины и оригинальные панно. Самой простой экибаной, конечно же, является букет. Его можно сделать двумя способами. В случае если будете самостоятельно заготавливать цветы, тогда просто соберите растения, которые вам нравятся, сложите из них букет, хорошо обвяжите стебли и подвесьте сушиться в темном, хорошо проветриваемом месте (бутонами вниз).

Если вы все сделаете правильно, то осенью ваш дом будет украшать не только красивая и приятно пахнущая композиция. В случае если вы будете покупать сухоцветы и уже после этого составлять из них композиции, то вам сначала надо будет подогнать их стебли под одну длину, сложить все цветки вместе, а затем внимательно посмотреть все ли элементы вашей экибаны гармонируют друг с другом.

Как правило, если экибана делается из отдельно высушенных элементов, то некоторые ее часты выбиваются из общего визуального ряда. Если подобное произошло и у вас, тогда просто возьмите острые ножницы и аккуратно отрежьте, то что по вашему мнению, портит букет. После этого возьмите ленту или тонкую бечевку и максимально тщательно обкрутите ею стебли цветов.

Рекомендации по работе с сухоцветами:

  • Если вам надо прикрепить к стеблю бутон или же сформировать из нескольких маленьких цветков один большой, тогда делайте это при помощи тонкой проволоки.
  • В случае же если вам надо закрепить уже готовую композицию, тогда используйте проволоку средней толщины. Она поможет вам соединить все части флористического объекта вместе и при этом не повредит нежную структуру сухоцветов.
  • Ну, и напоследок поговорим об искусственных стеблях. Если вам надо сделать их, тогда берите проволоку самого толстого диаметра и максимально тщательно обмотайте ее атласной лентой или гофрированной бумагой.

Сегодня

Сегодня эту форму аранжировки цветов практикуют тысячи людей во всем мире. В одной только Японии существует более тысячи школ, где преподается этот вид искусства.

Линиями, расположенными в различных направлениях, можно усилить и выделить определенную тему, показать истинное назначение данной икебаны. Если кто-то хочет овладеть этим видом японского искусства, ему нужно будет обучаться в одной из школ. Во главе этих школ стоит имотото или сенсей (учитель-гроссмейстер). Эта роль часто передается от родителя к ребенку. Я думаю изучить икебану на любительском уровне можно и по интернету. Это, конечно, не тот случай, когда после нескольких уроков вы сразу знаете, как это сделать. Чтобы понять это искусство, нужны годы, и даже тогда вы продолжите развиваться.

Композиция со свечкой

Часто японские мастера отступают от классических правил создания икебаны и используют кроме живых цветов такие декоративные элементы как свечи или пластмассовые фигурки птиц и насекомых.

Нам потребуется:

  • декоративная тыква небольшого размера
  • толстая белая свеча (это основа композиции)
  • натуральные украшения – листья рябины, физалиса, облепихи на ветке.
  • шишки ольхи, сосны или кедра

Этапы сборки букета:

  1. Тыкву очистить от семечек, срезать дно, сверху сделать отверстия для свечки.
  2. Вставить свечку в тыкву так, чтобы она была на поверхности на 2/3 своего размера.

3. Декорировать пространство вокруг свечки с помощью листьев рябины или облепихи, плодов физалиса.

4. С помощью термопистолета приклеить еловые шишки.

В качестве основы для икебаны со свечкой можно использовать неглубокий горшочек, декоративные плетенные корзинки.

Простейшая икебана поэтапно

Прежде чем приступать к созданию икебаны, следует определиться с местом, где она будет располагаться, цветовой палитрой и растениями. Чтобы сделать неповторимый шедевр своими руками, нужно правильно подготовить материалы и рабочее место. И уже через некоторое время можно будет порадовать близких людей изысканным подарком или придать комнате уют и красоту.

Икебана

Для оформления красочной икебаны за несколько минут понадобятся следующие элементы:

  • бамбуковые ветки;
  • орхидея белого цвета (несколько веточек);
  • узкая прозрачная ваза;
  • разноцветные орбизы;
  • садовые ножницы.

Икебана

Пошаговое создание идеального букета:

  • В прозрачную емкость поместить шарики (орбизы) и залить водой для набухания.
  • В центр вазы поместить ветви орхидеи.
  • Далее по краям расположить бамбуковые ветки. Они должны быть на 15 см ниже орхидеи.

Икебана

Осеняя икебана своими руками

Красота осенней симфонии

Осень богата дарами природы. Для составления красивой и неповторимой композиции можно выйти в лес или поле, найти необходимые растения, ветки, камни.

Икебана

Для сентябрьского мотива понадобятся:

  • клеевой пистолет;
  • ягоды рябины;
  • колоски пшеницы (перед применением их можно высушить в темном месте);
  • ветки тинг-тинг;
  • цветы хризантемы;
  • плетёная корзина.

Икебана

Принцип составления букета:

  • В корзину помещается поролоновая основа, к которой будут крепиться растения и ветви.
  • Клеевым пистолетом обклеиваются края корзины пшеничными колосками.
  • В центр емкости укладываются хризантемы и веточка тинг-тинг, ниже уровня цветов располагают пшеницу.
  • Между колосками и хризантемами закрепляются рябиновые плоды. Они должны выходить за пределы корзины.

Икебана

Такой осенний рисунок прекрасно вольется в интерьер кухни или прихожей.Можно создать композиции из сухих цветов, и икебана будет радовать своей красотой долгое время. Чаще всего для декорирования букета используют сухоцветы из растений, которые не теряют своей первозданной формы.

Икебана

Новогодняя и зимняя икебана своими руками

Новогодняя феерия

Преддверие новогодних праздников – ответственное время. Хочется порадовать близких необычными подарками и создать атмосферу волшебства и таинственности. В этом случае новогодняя икебана станет верным решением.

Икебана

Для оформления зимней композиции понадобятся:

  • ветки ели и сосны;
  • шишки;
  • роза (5 бутонов);
  • рябиновые ветки;
  • елочные украшения;
  • декоративный искусственный снег;
  • свеча красного цвета;
  • клеевой пистолет;
  • картон и ножницы.

Икебана

Порядок оформления новогодней икебаны:

  • Вырезать круглую форму. Она будет служить основой для композиции.
  • В центр устанавливается свеча.
  • Вокруг свечки раскладываются еловые и сосновые ветки, попеременно чередуясь.
  • На хвойную основу помещают шишки, небольшие елочные шары и рябину.
  • На последнем этапе наносят клей на веточки, шишки, ягоды и посыпают их снегом.

Икебана

Получается идеальное украшение торжественного стола, которое будет поддерживать праздничное настроение.

Икебана

Икебана

Летняя икебана – лучший подарок

Лето – пора, когда в окружении растет множество красивых цветов, из которых можно создавать нежные и красивые композиции для родных и близких. Для этого понадобятся:

  • кашпо любой формы;
  • флористическая губка;
  • нож;
  • декоративная лента;
  • цветы (ромашки, эустомы, солидаго, писташ).

Икебана

Порядок оформления летней поделки:

Замочить флористическую губку в воде и обрезать так, чтобы она вошла в кашпо.
Далее в оазис помещаются ромашки и эустомы

Следует обратить внимание, что в основании букета сразу закрепляют крупные цветы.
Между ромашками и эустомами помещаются солидаго и писташ. Они придадут композиции пышность и яркость.
Ваза декорируется лентой нежного цвета.

Икебана

Составление букетов и их наполняемость зависит от фантазии автора. Чем больше используется наименований цветов, тем интереснее он будет.

Икебана

Весенняя икебана – праздник души

После холодной и хмурой зимы хочется наполнить дом яркими красками и ароматами. Именно весной можно составить букет, который будет радовать всю семью. Для этого понадобятся:

  • ваза (она может быть стеклянная или керамическая);
  • лента;
  • веточка сакуры;
  • весенние цветы (тюльпаны, нарциссы, декоративные гвоздики).

Икебана

Порядок составления композиции:

  • В основу букета будет входить сакура. Она должна быть расположена так, чтобы поделка в конце приобрела вид равностороннего треугольника.
  • Далее окружаем основу гвоздиками.
  • Оформляем нарциссами и тюльпанами. Цветы должны чередоваться между собой.
  • Готовую композицию нужно закрепить лентой и поместить в вазу с водой. Можно на дно положить ракушки или натуральные камни.

Икебана

Поделки из живых цветов можно дополнять декоративными элементами.

Икебана

О начале творческого пути

— Как вы увлеклись икебаной?

Мне было десять лет, когда в одном из номеров журнала «Юный натуралист» я прочитал статью, посвященную икебане. До сих пор помню фотографию с композицией, выполненной в традициях школы Охара: веточка и цветок в вазе. Меня поразило это сочетание, и с той поры я пытался подражать и создавать собственные икебаны. А потом съездил в Японию и обучился там у настоящих мастеров.

— Вы помните свою первую композицию?

Сам я с острова Сахалин, поэтому в детстве ходил в горы и там собирал растения. В первый раз я сделал икебану из бересклета и какой-то коряги, а потом начал добавлять настурции. Думаю, у меня еще тогда все правильно получалось.

— Отличается ли преподавание икебаны в Беларуси и в Японии?

Здесь из преподавателей я знаю только себя, поэтому и сравнивать могу соответственно. Мне кажется, преподавание отличается. В Японии сэнсэй – лидер, и нужно соглашаться со всем, что он скажет. У японцев не принято идти против мнения учителя, а у нас все иначе. Я стараюсь уступать, идти на компромисс и не задевать чувства моих учеников.

— Что вас вдохновляет?

Я коллекционирую орнаменты: традиционные, дальневосточные, китайские, японские. Хочу познавать символику, расшифровывать изображения. Другими словами, изучать иконологию. Мне нравится искать культурные заимствования, все это связано с поэзией и литературой. А еще я немного рисую.

Основные принципы составления

Всем правилам составления икебаны предшествует основа – замысел композиции, её идея и основной смысл. Этому процессу японцы уделяют достаточно много времени, тем более что он во многом является медитативным. Времена, когда ансамбль мог составлять только специалист-монах, ушли в прошлое. Но сам принцип отношения к икебане, как к подношению Вселенной, как к ритуальной процедуре во многом остался прежним.

В каждом произведении должен быть заложен философский смысл. В традиционной икебане это противостояние сил зла и добра, позже, благодаря развитию китайского учения Конфуция в композицию добавился третий элемент – человек. Помимо конфуцианства, учение Дзен также внесло свою лепту в методики составления ансамблей, подчеркнув всю значимость бытия человека, отказ от пышности в пользу текущего мгновения и обыденности.

Всё это повлияло в итоге на современные методики составления композиции, несмотря на все изменения под влиянием времени. Для того чтобы правильно составить произведение, необходимо опираться на три основных составляющих: Небо, Земля, Человек и дополнительные элементы, связующие весь ансамбль в гармоничное целое. Кроме того, необходимо соблюдать правила формирования ансамбля:

асимметрия — основа размещения элементов, но общая композиция опирается на треугольник;
несмотря на треугольную основу, все части ансамбля не находятся на одной линии и в одной плоскости;
продумывая пропорции всего произведения, прежде всего опираются на форму, высоту и размер сосуда;
выбор вазы крайне важен: она не должна перетягивать на себя внимание, то есть быть слишком броской, лучше подобрать вазу в одном цвете, гармонирующем с общей композицией;
сосуд может быть любым: корзина, ковш, игрушка, ёмкости из стекла, дерева, фарфора.

Самые популярные формы ёмкостей для икебаны:

  • плоского типа для морибаны: тарелка, блюдо, поднос любой формы;
  • высокого типа, например, бутылка, графин.

После того как продумана композиция и выбран сосуд, переходят к выбору элементов

Здесь очень важно правильно рассчитать размер, в этом также стоит отталкиваться от размера вазы прежде всего. Имеет значение и выбранный стиль

Существуют разные формулы расчёта размера элементов. Для начала определяют длину Неба, где высота и диаметр сосуда складываются и умножаются на 1,5. Затем определяют длину линии Человека, которая составляет ? от Неба.

Важен угол наклона, он определяет форму всего ансамбля. Линия Человека должна склоняться по направлении к линии Неба. Самый укороченный предмет в ансамбле – Земля, размещается впереди или в стороне от наклона двух предыдущих линий. После того как расположены три основных элемента, в композицию включают дополнительные дзюси. Главное, чтобы они не были более длинными, броскими, чем основные, и не выделялись слишком интенсивно.

В икебане не допускаются громоздкие элементы, слишком много разных материалов, чрезмерная заполненность композиции, пышность. Основной принцип – много свободного пространства, воздуха, чёткость и значимость каждого элемента. Закрепляются все детали кензаном или пеной для флористов, если материалы искусственные.

Даже несмотря на чёткие правила, научиться творить таким образом довольно непросто. Как любое искусство, икебана требует вдохновения, обучения, отдачи, фантазии. Специалисты рекомендуют в первую очередь попробовать несложные ансамбли и строгие, невычурные материалы.

икебана

Стили икебаны

Икебана – восточное искусство составления композиций из цветов. Его название в переводе на русский означает «дать цветам новую жизнь». В наше время это древнее искусство известно далеко за пределами Японии и широко используется флористами всего мира.

За многовековую историю (примерно с 6-го века) в искусстве икебаны возникло несколько стилей со своими принципами, правилами и законами: татебана, рикка, нагеирэбана, чабана, сёка и морибана.

Татебана – самый древний и почитаемый стиль икебаны, послуживший основой для всего последующего развития этого искусства. Цветочные композиции в этом стиле широко использовалась в религиозных обрядах. Наряду с подсвечником и сосудом

для благовоний их традиционно устанавливали возле статуи Будды в качестве подношения божеству и напоминания о недолговечности красоты и бренности жизни.

Главный принцип стиля татебана – строго вертикальное расположение растений в вазе. Кроме того установлено было строго нечетное количество элементов в композиции и символичное сочетание трех сил (земли, неба и человека), состоящих в гармонии. Последние два правила стали законом и для всех остальных стилей икебаны.

Рикка (стоячие цветы) – стиль икебаны, отличающийся помпезностью, официозом и театральностью. Его появлению способствовало распространение буддизма в Японии. Для проведения религиозных обрядов потребовались символы и украшения. В соответствии с постулатами рикка растения, устремленные к небу, должны были олицетворять величие природы и торжество учения Будды. Для рикка характерны пышные букеты из больших ветвей в дорогих бронзовых вазах. Композиции в этом стиле украшали храмы, дворцы и богатые дома.

Нагеирэбана или нагеирэ (цветы, брошенные в воду) – стиль икебаны, возникший в Японии в противовес строгому стилю рикка. Его основной идеей стало естественное расположение цветов в вазе с опорой стеблей на края сосуда. Композиции нагеирэбана могли быть прямостоячими, наклонными, лежачими, свисающими и настенными. Благодаря своей демократичности, они быстро завоевали популярность у жителей Японии.

Чабана (чайные цветы) – стиль, появившийся в связи с распространением чайной церемонии. Композиции в этом стиле предназначены для установки в чайном павильоне. Они символизируют душевный покой.

Для чабана характерен минимализм, присущий философии дзен (большое заключается в малом). Растения должны быть простыми и выглядеть естественно. Для создания композиции достаточно всего одного вида цветов. Все растения, как живые существа, нужно поддерживать в тонусе, обеспечивая доступ воды. Посуда нужна скромная однотонная без яркого блеска.

Поскольку чайные церемонии часто проходят в темное время суток, в чабане нельзя использовать цветы желтого цвета. В полумраке они становятся плохо видны.

Сёка – трехцветочный ассиметричный стиль. Он сложнее нагеирэбана, но не такой строгий как рикка.

В соответствии с сёка три ветки устанавливают в вазу таким образом, чтобы линии, соединяющие их вершины, образовали разносторонний треугольник, символизирующий гармонию во вселенной. Главная ветвь ставится в центре, а боковые – слева и справа с наклоном назад и вперед. Центральная ветвь в 1,5-3 раза выше вазы, а боковые соответственно в 1,5 и 2 раза ниже центральной. Все стебли должны выходить из одного места и на высоте 10 см от края сосуда расходиться в стороны, не касаясь при этом стенок вазы. Растения не могут переплетаться между собой и должны быть отчетливо видны в композиции.

Морибана – самый молодой стиль икебаны, вобравший в себя элементы рикки и нагеирэбаны и сформировавшийся под влиянием европейской цивилизации. Его главная особенность – использование низких плоских ваз, идеально подходящих для современного городского интерьера. Аранжировка морибана – это изображенный в миниатюре природный пейзаж. Полевые цветы и зелень для такой композиции подходят как нельзя кстати.

Автор статьи Ученный Агроном Степанов Максим.

Что это такое?

Цветочное искусство из Японии дословно переводится как композиция из живых цветов. Именно в Японии икебана получила настоящую популярность, и распространение по всему миру пошло именно оттуда. История возникновения составления букетов началась в XV веке, когда монахи создавали цветочные букеты как дар богам в храмах. Дары для японских богов формировались по принципу умеренности, изящности, натуральности.

Довольно бутона, лепестка, ветки, чтобы настоящий мастер создал из них шедевр, отразил красоту естественной природы и вложил смысл. Мастер икебаны не только создаёт букеты, он отражает своё внутреннее состояние, показывает красоту души, мировоззрение, бесконечность космоса. Цветок – не только основа композиции, он и символ вечной жизни.

Есть легенда, которая гласит о том, как зародилось искусство живых цветов. Когда-то давно смерч невиданной силы истребил огромное количество флоры в Японии. После этого монахи обошли исковерканные сады, собрали обломки растений и цветов. С этим удивительным даром они обратились к богам с молитвой, вопрошающей о восстановлении истерзанных садов. Будда услышал их, и вмиг сады стали снова пышными и роскошными, как до урагана. Это послужило началом цветочных подношений, в каждое из которых монахи старались вложить просьбу, призыв, благодарность.

Специалисты выделяют ряд особенностей, которые делают икебану отличной от стандартной флористики:

  • не только эстетическая, но и смысловая выразительность, отображающая мысли, настроение, идеи человека, который её составляет;
  • абсолютно логичная взаимосвязь между всеми частями композиции;
  • объём, благодаря которому эффектность композиции можно оценить с любой точки обзора;
  • качественный баланс, продуманная цветовая палитра, соотношение цветов, их размещение, гармония светлого и тёмного, мелкого и крупного так, что композиция выглядит целостной;
  • грамотное акцентирование, чаще всего роль акцента играет один нестандартный предмет — экзотическое растение, причудливо изогнутая ветвь — вокруг которого тактично располагаются остальные элементы, подчёркивающие выразительность акцента;
  • гармония основы, то есть правильный выбор сосуда считается очень важным — это могут быть фон, подставка, чаша, но они обязательно должны быть включены в общую композицию, быть в органике с ней.

Японцы считают композиции в стиле икебаны искусством, там этому долго и кропотливо обучают. Невозможно овладеть искусством игры на скрипке за одно занятие, так и флористика требует постоянных и неустанных занятий, самосовершенствования.

Вертикаль отражает прежде всего полёт, радостные эмоции, взлёт настроения. Горизонталь – спокойствие до равнодушия, отстранённое отношение, меланхолию. Понятие цвета также способно многое выразить, например, оттенки тёплого спектра – жёлтый, апельсин – символизируют радостное настроение и позитив, миролюбие, расположенность к другим. Холодная гамма – синий, голубой, серый – выражает спокойствие, сдержанность.

Есть нейтральные палитры, например, зелень, которая соединяет все другие тональности в единый сюжет. Мастер умеет поиграть с оттенками и контрастами, чтобы выразить свои эмоции пробудить их в других.

Презентация на тему: » Икебана Одной из красивейших традиций Страны Восходящего Солнца — можно назвать древнее искусство икебаны. Японцы не зря считают его — национальной гордостью.» — Транскрипт:

2

Икебана Одной из красивейших традиций Страны Восходящего Солнца — можно назвать древнее искусство икебаны. Японцы не зря считают его — национальной гордостью своего народа.

3

«Живые цветы» Икебана (буквально «живые цветы») — традиционное японское искусство аранжировки, создание композиций из срезанных цветов, в специальных сосудах.

4

В основу икебаны положен принцип изысканной простоты, достигаемый выявлением естественной красоты материала.

5

История Икебана возникла в Японии в XV веке и первоначально имела религиозную направленность, являясь подношением богам в японских храмах. Ведет начало со времен распространения буддизма в Японии.

6

Икебана Икебана одно из искусств, входящих в программу обучения учениц гейш.

7

Самая длинная ветка, играющая наиболее важную, определяющую роль, называется син, второй по длине главный элемент — соэ, а самый короткий элемент — хикаэ дает едва ли не наибольший эффект, особенно цветовой. В качестве син и соэ используются чаще всего ветки, а в качестве хикаэ — цветы, но могут быть и другие комбинации.

8

Искусство икебаны в современной Японии является одним из самых популярных, оно осознается как символ национального своеобразия и как воплощение высокого художественного вкуса, признанного во всем мире.

9

Бонсай

10

Бонсай — искусство выращивания точной копии настоящего дерева в миниатюре.

11

В японском языке слово «бонсаи» означает не просто карликовое растение, а культуру его выведения на подносе или в неглубоком горшке, блюде, поддоне.

12

История Большинство искусств Японии были в прошлом заимствованы в Китае, и бонсаи не являются исключением, но именно в Японии этот метод развивался и вырос до уровня изящного искусства

13

Бонсай Бонсай обладает всеми признаками своего прототипа в природе: у него есть ствол, кора, ветви, листья, цветы, плоды; он также произрастает в почве, обнажая выступающие корни.

14

Бонсай Важным этапом в придании растению желаемой формы является подрезка и формирование ветвей, что достигается с помощью проволоки или других средств.

15

При этом соотношения размеров корневой системы и наземной части бонсай соответствует пропорциям взрослого дерева в природе. Сейчас для бонсаи используются обычные деревья, маленькими они становятся благодаря постоянным подрезкам и различным другим методам.

16

Бонсаи украшают японские дома и сады.

17

Японская культура отражает стремление человека к гармонии с окружающим миром, умение видеть красоту в большом и малом.

18

Спасибо за внимание! Презентацию подготовила ученица 10 класса МАОУ «СОШ 31» Великого Новгорода Иванова Софья

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector